Собрали для вас ценные советы о том, как подготовиться к своей первой гонке кросс-кантри. Ничего лишнего: коротко, ясно и по делу. Если вы недавно купили свой первый горный велосипед, и уже какое-то время катаетесь на нем по лесным тропинкам, рано или поздно возникнет вопрос участия в любительских стартах. Бренд-менеджер компании SCOTT в России, Василий Кочин, велосипедист-любитель, многократный призер и участник любительских заездов по МТБ и Шоссе ответил на самые актуальные вопросы начинающих гонщиков и поделился личным опытом.
Любительские соревнования кросс-кантри
образ жизни, мышление и подготовка
Как понять, что я готов к участию в соревнованиях?
Самый простой способ понять, что ты готов – это желание расширить понимание самого себя, своих возможностей и возможностей своего велосипеда, реализовать свои достижения в тренировках, получить новый опыт и впечатления. Давайте разберемся подробнее. Вы купили спортивный велосипед, и теперь на нем можно кататься, получать положительные эмоции. Но положительные эмоции не будут полноценными, если не делиться ими с окружающими, ведь только так вы сможете получить удовлетворение от сделанной покупки. Самый простой способ – это найти общество велосипедистов и кататься на велосипеде всем вместе, делиться впечатлениями. Рано или поздно вы подойдете к мысли об участии в любительских стартах – ведь это именно те мероприятия, где вы сможете реализовать всю свою любовь к велосипедному спорту.
Как выбрать подходящую гонку и где это сделать?
Если вы новичок, то вам следует выбирать соревнования, которые включают в себя категории для начинающих участников, любителей. В настоящее время проводится довольно большое количество любительских велосипедных стартов, о которых можно узнать, например, на агрегаторе велогонок bike-events.ru. Ресурс обновляется и пополняется гонками по мере их анонсов. Не стоит забывать и про велосипедные форумы, или социальные сети. Нужную информацию можно найти, опубликовав вопрос о стартах. В сезон проводится множество любительских стартов, причем некоторые из них содержат категорию «первый старт» или для начинающих любителей. Выберите мероприятия и внесите их в свой календарь.
Как выбрать экипировку для участия в гонке?
Любое соревнование требует определенной экипировки. Если вы хотите зарегистрироваться на гонку, внимательно ознакомьтесь с Положением, где будет описан минимально необходимый для участия инвентарь. Обычно – это исправный велосипед и велосипедный шлем. Далее вы можете подобрать подходящую экипировку по уровню собственной увлеченности: специальная велосипедная одежда, велообувь под контактные педали, спортивные очки, перчатки, и т.п. Не стоит забывать, что во время физической нагрузки вы будете терять влагу и энергию. Поэтому важно укомплектовать свой велосипед креплением для фляги и взять флягу с питьевой водой. Если гонка длинная, то дополнительно подумайте о питании до, во время и после гонки (энергетические батончики, печенья или специальное спортивное питание).
Какой инвентарь купить для участия в гонке?
Для того, чтобы значительно повысить эффективность педалирования, для велосипеда потребуется купить специальные контактные педали и обувь под них. Правильное положение ног на педалях значительно повысит эффективность прилагаемых усилий. Для участия в гонке вам также обязательно потребуются шлем и перчатки, а также фляга и флягодержатель. Очки, велосипедные шорты и майку стоит докупить если это позволяет бюджет – они позволят максимально повысить комфорт во время участия в первых стартах (особенно велосипедные шорты). Имейте в виду, что во время гонки, ваше тело будет выделять влагу, поэтому важна качественная экипировка, хорошо отводящая влагу. Активное педалирование создает высокую нагрузку на пятую точку, поэтому качественные облегающие шорты с удобным «памперсом» значительно увеличат комфорт на гонке.
Как подготовить велосипед и где это лучше сделать?
Если вы новичок – никаких специальных действий не требуется. Вам нужно лишь убедиться в работоспособности: тормозной системы, амортизаторов и проверить нет ли люфтов и неисправностей, хорошо ли работает трансмиссия, смазана ли цепь. Это обширная тема, достойная отдельной статьи, поэтому лучший способ для новичка – это показать байк велосипедному мастеру, сказав, что вы собираетесь на свою первую гонку. Мастер проверит все необходимые узлы.
Что важно установить на байк для гонки? Во-первых, флягодержатель и флягу для воды. Не забудьте о подседельной сумке, куда нужно положить складной инструмент и запасную камеру. Также, установите на велосипед компактный насос. Выбирайте насос правильно: HP насосы для шоссейных велосипедов, HV – для колес маунтинбайков. Этих рекомендаций будет вполне достаточно для первого раза. Впоследствии вы поймете, что нужно возить с собой во время гонки и соберете индивидуальный гоночный комплект.
Как правильно перевести велосипед к месту соревнования?
Необычный вопрос, который мы получили от наших клиентов, но он также требует комментария. Часто, гонки проходят далеко от дома, в этом случае до места старта потребуется добраться любым удобным способом, при котором у вас останутся силы на участие в гонке. Если расстояние не превышает пары часов на авто, лучше всего перевозить байк на крыше в специальном вело креплении в полностью подготовленном к старту состоянии. Многие любители добираются до места старта своим ходом, в этом случае потребуется спланировать маршрут до места старта и спланировать время, постараться избегать автотрасс и запастись провиантом, который восстановит силы до и после гонки.
Что взять с собой из еды?
Это правильный вопрос. Во время гонки человек активно теряет энергию и влагу, поэтому ему нужна вода и еда. Если гонка длится не более часа (что чаще всего относится к заездам типа «первый старт»), то ничего особенного, кроме воды, в гонку брать не нужно. Возьмите лишь печенья (овсяные или любые другие), для того, чтобы восполнить углеводную яму после финиша. В случае, когда гонка может длиться больше часа, помимо воды (не менее 500мл на полчаса гонки) вам потребуется высокоэнергетическое питание (не менее 200 ккал на полчаса). Опытные любители предпочитают специальное спортивное питание (энергетические гели, или батончики). Они удобно открываются в условиях гонки, выдавливаются в рот и легко усваиваются, а содержащиеся в них простые и сложные углеводы в сочетании с минеральными веществами быстро восполняют потери организма.
Если вы не хотите заморачиваться с дорогим спортивным питанием, можно взять с собой мюсли батончики, предварительно их надорвав, овсяные печенья, положив их по 1-2шт в разные небольшие пакеты, все это нужно положить в карман веломайки, или специальную сумочку для рамы велосипеда. Также, потренируйтесь до старта использовать питание в условиях, когда вы крутите педали, чтобы не упасть на трассе во время гонки.
Во время гонки: несколько советов из опыта велогонщика
Что делать, если упал?
Побед без поражений не бывает. Вы будете падать, падать и падать, но чем выше будут навыки управления велосипедом, тем реже это будет происходить. Лично я, в последней гонке осенью 2021 года тоже упал, не смотря на богатый опыт в техническом и физическом планах. Первое, что нужно сделать (если это возможно) – это освободить трассу соревнований, сойти на обочину. Часто, в гонке МТБ трасса представляет из себя узкую тропинку, где каждый гонщик едет в одиночку друг за другом. Падения происходят на сложных участках, поворотах под уклоном, на более, чем 90 градусов, резких подъемах и нестабильном грунте. Упав, первым делом освободите путь другим участникам, далее осмотрите повреждения себя, велосипеда и если есть возможность, то продолжайте гонку, в противном случае сигнализируйте о помощи.
Сколько нужно пить во время гонки?
Как я уже говорил, вода – это основной подпитывающий ресурс во время гонки. Воду необходимо пить регулярно, каждые 5-7 минут по несколько глотков, из расчета не менее 500 мл на полчаса гонки. Частая ошибка новичков – это пренебрежение питьем в первую половину гонки. Новичок едет полчаса, а то и больше на внутренних резервах и только потом начинает пить. В конечном счете это ведет к резкому падению производительности и концентрации внимания и провоцирует сильную жажду и слабость.
Воду необходимо равномерно пить на протяжении всей физической активности, ведь все двигательные элементы вашего тела требуют смазки, в основе которой лежит вода. По мере активности вы потеете и теряете огромный объем воды. В идеале пить изотонические напитки с необходимыми электролитами, которые теряются с потом. Лучше всего использовать фляжки на раме. Но часто, во время любительских марафонов требуется много воды и всю ее разместить на велосипеде непросто. Для этого используют анатомической формы рюкзаки с питьевой системой. Их основная функция – везти гидропак с 1-2 литрами воды. Если вы используете гидропак, всегда первым пейте из него, чтобы освободить от нагрузки спину, потом переходите на воду из фляг.
После гонки: заминка и восстановление
Стоит ли использовать спортивное питание питание?
Я уже сказал выше, что спортивное питание – это лучший способ восполнить энергию во время и после физической активности, но оно дорогое и больше подойдет для тех, кто серьезно увлекается велоспортом и едет гонки на результат. Если вы впервые участвуете в соревнованиях, можно, вполне, обойтись батончиками мюсли, печеньями и даже шоколадными батончиками типа MARS или SNICKERS. Все восходящие звезды, даже мирового масштаба, начинают именно с этого. Признаюсь, по молодости я ездил гонки на Red Bull и сникерсах. Это далеко не лучший вариант, тем не менее, это лучше, чем ничего. Кстати, батончики SNICKERS и MARS часто используются в тактических операциях. Батончики содержат большое количество калорий (пусть и бесполезных), в них много сахара, быстро повышающего концентрацию, когда он попадает в кровь, а также они маленького размера.
Из опыта скажу, что не рекомендую никакие гражданские батончики для гонок. Их энергия пустая, в желудке они лежат комом из-за арахиса, а также быстро теряют эффект насыщенности. В этом плане лучше всего: мюсли батончики, бананы, сухофрукты (с ними лучше не увлекаться из-за высокого содержания клетчатки), овсяные печенья. Во время гонки, я использую спортивные гели и растворимый изотоник, а на тренировках всегда овсяные и мюсли батончики с простой водой из под фильтра.
Нужна ли заминка после гонки?
Невзирая на возраст, 20 вам лет или 40, любая физическая активность требует разогрева и последующей заминки. Перед стартом лучше всего спокойно проехать просмотровый круг, чтобы найти потенциально опасные места, а после финиша замяться, сделав легкую растяжку. Я поступаю именно так.
Конечно, каждый вопрос – это отдельная тема, в которую можно углубиться до мельчайших деталей. Тем не менее, я надеюсь, что ответил на все вопросы наших клиентов без лишних деталей и воды. Ведь лучше долго не рассуждать о теории, а оттачивать навыки в реальных условиях, на практике. Ну что, встретимся на ближайших стартах?
1 комментарий